Диктант 6 класс 3 четверть на тему Имя числительное «Байкал»

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.Объём слов: 108

 По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»

Грамматические задания:

  1. Произвести морфологический разбор слов:
    I вариант – восьмой (вагон);
    II вариант – двадцать шесть (книг).
  2. Просклоняйте числительные:
    I вариант – шестьдесят;
    II вариант – пятьсот.
Диктант 6 класс 3 четверть на тему Местоимение «Летняя ночь»

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму Объём слов: 125

 из методического пособия Г. А. Богдановой

Грамматические задания:

  1. Укажите разряды местоимений:
    I вариант – в первом абзаце;
    II вариант – во втором абзаце.
  2. Произвести морфологический разбор слов:
    I вариант – моей;
    II вариант – у меня.
Диктант 6 класс 3 четверть «Зайчата»

Пришла ранняя весна. Ласково пригревает весеннее солнышко. Терпеливо ждут маленькие зайчата свою мать. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Хорошо спрятались они в сухой прошлогодней траве! Здесь не найдёт их хищная рысь, не увидит хитрая лисица. Увидела зайчат суетливая пташка. Большими, страшными зверями кажутся ей робкие маленькие зайчата. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт: «Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!» Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.

Загорается вечерняя заря. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками. Тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики. Крепко прижались друг к дружке во сне маленькие зайчата.

Спускается весенняя прохладная ночь. Объём слов: 101

 По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Сделать фонетический разбор слова:
    I вариант – Поёт;
    II вариант – свою.
  2. Разобрать слова по составу:
    I вариант – Ранняя, длинноухие, загорается;
    II вариант – Весенняя, длинноносые, спускается.
  3. Произвести морфологический разбор слова:
    I вариант – Хищная (рысь);
    II вариант – робкие (зайчата).
  4. Сделать синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Ласково пригревает весеннее солнышко.
    II вариант – Спускается весенняя прохладная ночь.
Диктант 6 класс 3 четверть на тему Местоимение Итоговый диктант за 3 четверть

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.Объём слов: 118

  «Энциклопедия чудес природы»

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выпишите местоимения, определите их разряд.
  3. Произведите морфемный анализ слов:
    I вариант – преспокойно;
    II вариант – безветренный.
  4. Произведите синтаксический разбор:
    I вариант – 2-го предложения последнего абзаца;
    II вариант – 5-го предложения последнего абзаца.
Диктант 6 класс 3 четверть на тему Имя числительное «Тайны глубин»

Люди всегда старались разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?

Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет много узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.

И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса. Объём слов: 120

 Из книги «Почемучка»

Грамматические задания:

  1. Определите падеж числительных:
    I вариант – в 1 абзаце;
    II вариант – в 2 абзаце.
  2. Произведите морфологический разбор любого числительного:
    I вариант – из 2 абзаца;
    II вариант – из 1 абзаца.
  3. Произведите синтаксический разбор:
    I вариант – 3 предложения 2 абзаца (Глубинное бурение);
    II вариант – 1 предложения 1 абзаца (Люди всегда…).
  4. Просклоняйте любое числительное из диктанта
Диктант 6 класс 3 четверть «Рыбы»

Рыбы живут только в воде. У них собственной температуры тела нет. Она зависит от температуры воды.

Зимой рыбы собираются на дне водоёмов, караси и лини даже зарываются в ил.

С наступлением весны и потеплением воды вновь возвращаются к жизни: быстрее плавают, больше едят, набирают вес.

Чем больше водоём и чем теплее вода, тем разнообразнее пища для рыбы тем больше веса они достигают. В Каспийском море попадаются белуги более тысячи килограммов. Ловятся сомы в двадцать пять килограммов и щуки весом до тридцати килограммов. Это всё хищные рыбы. Карась, линь, плотва редко достигают веса более пятисот граммов.

Продолжительность жизни рыб неодинакова. Хамса живёт всего три года, а щука более сорока лет. Объём слов: 114

 По А. Клыкову

Грамматические задания:

  1. Подчеркнуть составные числительные одной чертой, простые – двумя.
  2. Определить падеж имеющихся в тексте количественных числительных:
    I вариант – В первых трёх предложениях четвёртого абзаца;
    II вариант – В последних двух предложениях.
  3. Произвести синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Зимой рыбы собираются на дне водоёмов;
    II вариант – Рыбы живут только в воде.
  4. Просклонять числительные:
    I вариант – 647, 84-й;
    II вариант – 895, 51-й.
Диктант 6 класс 3 четверть «Озеро»

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки. Голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.Объём слов: 107

 К. Паустовский

Грамматические задания:

  1. Озаглавить текст.
  2. Выписать 2-3 слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подобрать однокоренные проверочные слова (оба варианта)
  3. Разобрать слово по составу:
    I вариант – Разноцветных;
    II вариант – Оловянными.
  4. Произвести морфологический разбор слова:
    I вариант – Далёкие (облака);
    II вариант – низкие (звёзды).
  5. Сделать синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Лески ложились на листья и не тонули.
    II вариант – Там мы ловили разноцветных окуней.