Диктант 5 класс 4 четверть на тему Глагол «Белки»

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.

Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят.

Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма. Объём слов: 120

Из энциклопедии

Грамматические задания:

  1. Определите спряжение глаголов. Укажите глаголы-исключения.
  2. Найдите глагол с чередованием гласных в корне. Подберите к нему однокоренное слово.
  3. Подчеркните синонимы к слову белка.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Глагол «Бессовестный кот»

Это был бессовестный кот. Каждую ночь он таскал у нас еду. Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы не могли его поймать.

Однажды кот залез в узкий проём. Мы заложили проём рыболовной сетью и стали ждать. Но кот не выходил. Тогда за это дело решил взяться Лёнька. Он взял шёлковую леску и закинул в подполье. Мы услышали хищное щёлканье. Это кот вцепился в рыбу. Лёнька потянул леску, но кот упирался и не собирался выходить. Вскоре голова кота показалась в отверстии. Он жмурился и замирал от страха, а хвост подбирал под себя. Чего не сделаешь ради вкусной еды! Объём слов: 99

По К. Паустовскому

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Мы услышали хищное щёлканье;
    II вариант – Это кот вцепился в рыбу.
  2. Составьте схему предложения:
    I вариант – второе предложение;
    II вариант – предпоследнее предложение.
  3. Произведите морфологический разбор глагола:
    I вариант – таскал;
    II вариант – решил.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Глагол «Зайцы»

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы.

Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег. Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится*. Объём слов: 110

По Л. Толстому

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Произведите морфологический анализ слов:
    I вариант – поймали бы, светлеет;
    II вариант – ходил бы, боится.
  3. Составьте схему 3-го предложения первого абзаца.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Имя прилагательное «Ёлка»

Павлик зашёл в комнату. В центре расположилась громадная ёлка. На ветках ели висели бумажные бусы, на большом шаре был нарисован чудесный домик. На его крыше лежит пушистый снег. Павлик обошёл густое бархатное дерево со всех сторон. Оно было прекрасным. При каждом шаге мальчика на ёлке вздрагивали лёгкие игрушки. В углу Павлик увидел стол с подарками. Он сразу забыл о ёлке. Подарки были великолепными. Это была роскошная книга, большая шоколадка. Шоколад был свеж, ароматен, пахуч. На нём чётко выделялись цифры. Ещё там лежали игрушки: забавный чёртик, красивая статная лошадка. Её круп был могуч и широк. Павлик рассмотрел подарки и опять вернулся к ёлке. Он увидел на ветке розовый пряник. Пряник висел на жёлтой ленте и качался. Павлик отцепил его от ветки и надкусил. В это время послышался шорох, и в комнату вошла тётя в красивом шёлковом платье.

Так начался этот предновогодний день. Объём слов: 141

По В. Катаеву

Грамматические задания:

  1. Подчеркните в тексте краткие прилагательные.
  2. Произведите морфологический разбор прилагательного:
    I вариант – на жёлтой (ленте);
    II вариант – в шёлковом (платье).
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Глагол «Ежи»

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. Объём слов: 108

Грамматические задания:

  1. Графически объясните написание -тся и -ться в глаголах, которые встречаются в данном тексте.
  2. Произведите морфологический анализ слов:
    I вариант – услышите;
    II вариант – доносились.
  3. Произведите морфемный анализ слов:
    I вариант – прислушиваться, разговаривает;
    II вариант – прикрывают, догадался.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Имя прилагательное «Вечер»

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут.

Выпуклые стекла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько темные и толстые, что днем невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зеленым и красным и ярко светились.

Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт.

Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани. Объём слов: 89

Грамматические задания:

  1. Начертить схему 4 предложения, подчеркнуть в нем грамматическую основу.
  2. От трех полных прилагательных из текста образовать краткую форму.
  3. Выполнить морфологический разбор двух прилагательных из 4 предложения.
  4. Разобрать по составу прилагательные:
    I вариант – радостный, праздничной;
    II вариант – ужасном, длинными.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Имя прилагательное «Весенний снегопад»

Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекла даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. Объём слов: 100

По Л.Семаго

Грамматические задания:

  1. I вариант – Найдите имя прилагательное в 1 предложении.
    II вариант – в предл. «Снег глухим одеялом…,» произведите морфологический разбор прилагательного.
  2. Обозначьте морфемы в словах:
    I вариант – мартовскими, прилетели, крошки;
    II вариант – кормушки, (о) зимней, встречный.
  3. Подчеркните 3 слова, у которых на конце проверяемая согласная.
  4. Найдите сложное предложение, выделите в нём грамматические основы.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Глагол «В лесу»

Кто из вас не бывал знойным летом в прохладном лесу? Умолкли голосистые птицы, не поют соловьи.

Идёшь по лесной тропинке и собираешь грибы. Они растут здесь всюду. Вот под деревьями краснеет шляпка прелестного подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстую ножку гриба, аккуратно положишь находку в корзинку, закроешь листьями. В лесу больше сыроежек, но попадаются и крепкие боровички. Широким хороводом расселись на полянке мухоморы. В сосновом бору растут рыжики. В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики. Их шляпки блестят от росы.

А на лесных полянах зреет вкусная земляника. В середине лета поспевает малина. Берёшь её в рот, а она тает.

«Ребята, приходите в лес!» — говорим мы. Объём слов: 103

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики;
    II вариант – А на лесных полянах зреет вкусная земляника.
  2. Подчеркните глаголы во втором абзаце:
    I вариант – 2-го лица;
    II вариант – 3-го лица;
  3. Произведите морфологический разбор глагола:
    I вариант – зреют;
    II вариант – говорим.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Глагол «Павлиний глаз»

Бывают в августе душные вечера. Ждешь восхода луны, но и луна не приносит прохлады. В такие вечера прилетает ко мне в избушку большой ночной павлиний глаз. Он мечется у свечки, задевает лицо сухими крыльями. Бабочка порхает по кабинету, садится на письменный стол. 

Пожалуй, он не видит меня и не понимает, откуда я взялся, зачем зажигаю свечу.

Он летает над свечой, как хозяин, а я боюсь, что он опалит крылья. Но поймать его никак не могу. Я задуваю свечу, и уходит в окно большой ночной павлиний глаз искать другие окна и свечи. Объём слов: 91

По Ю. И. Ковалю

Грамматические задания:

  1. Сделайте морфологический разбор глаголов:
    I вариант – ждешь, не приносит;
    II вариант – взялся, зажигаю.
  2. Обозначьте спряжение глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Глагол «Лес»

В один прекрасный день идёшь по знакомой тропинке и вдруг остановишься. В лицо дохнул тёплым ароматом лес, слышится шелест и шорох.

Хорошенько осмотришься. Возле тропинки растёт и ароматно пахнет мёдом высокая медуница, а дальше разрослись чудесные цветы.

По листьям цветов ползают и пчёлы, и жучки, и божьи коровки. Вот переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки. Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки. В траве поют цикады.

В лесу хорошо пахнет ландыш, ночная фиалка. Пахнет листвою и смолою, грибами и земляникой.

Нельзя не любить лес. Лес — любимое место отдыха! Не губите лесные насаждения! Объём слов: 102

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Вот тяжело переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки;
    II вариант – Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки.
  2. Выпишите из текста 2-3 глагола:
    I вариант – совершенного вида;
    II вариант – несовершенного вида.
  3. Произведите морфологический разбор глагола:
    I вариант – идёшь;
    II вариант – остановишься.
Диктант 5 класс 4 четверть «Капустник»

До революции 1917 года во время Великого поста театры закрывались. В этот период не разрешались представления для зрителей, запрещалось есть мясо.

И вот в Московском художественном театре1 придумали такую вещь. Актеры собирались в здании театра и располагались за длинным столом. К ужину подавали пироги с капустой. И актеры без зрителей представляли разные сценки из своей жизни, которые они сочиняли сами. Шутки были для своих. Так появились капустники. Популярность их росла.

Слухи об актерских ужинах быстро разлетаются по Москве, и многие люди стараются попасть на них. Капустники становятся особым театральным жанром.

Сейчас театральные капустники можно увидеть по телевидению. Объём слов: 97

Грамматические задания:

  1. Сделайте фонетический разбор слов:
    I вариантесть, мясо;
    II вариантсвоей, вещь.
  2. Найдите синонимы к слову:
    I вариантпредставление;
    II вариантактер.
  3. Найдите многозначное слово:
    I вариантв 1-м абзаце;
    II вариантв предпоследнем абзаце.
  4. Сделайте морфемный разбор слов:
    I вариантпридумали, капустой, актерских;
    II вариантподавали, театре, длинным.
  5. Сделайте морфологический разбор слова:
    I вариант(в) период;
    II вариант(для) зрителей.
  6. Составьте схему предложения:
    I варианттретьего из 2-го абзаца;
    II вариантпервого из 3-го абзаца.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Имя прилагательное «Кайры»

Над шумящим морем поднимается скала. У нее нет обычной вершины. Соленая морось, хлесткие долгие дожди, тающие по весне тяжелые снега и ураганы с Тихого океана точили, размывали, выдували ее. Так вместо острой вершины образовалось каменистое плато.

На плато множество черно-белых птиц. Это кайры.

Яйцо кайры тяжелое. Скорлупа у него толстая, крепкая. Белок – голубой, словно сгусток морского воздуха. Кайры заботливы, хлопотливы.

Они великолепные ныряльщики, и под водой крылья для них служат как широкие крепкие плавники.

Птицы у самого дна гоняются за рыбешками, а яйца их остаются лежать на плоской вершине скалы. Они разные: голубые и голубовато – зеленые, белые и коричневые. И все в темных кляксах. Солнце лучами греет яйца сбоку, сверху. Дотронешься до скорлупы – теплая. Объём слов: 114

О. Кузнецов

Грамматические задания:

  1. Сделайте морфологический разбор прилагательных:
    I вариант – морского (воздуха).
    II вариант – (на) плоской (вершине).
  2. Сделайте синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Скорлупа у него толстая, крепкая.
    II вариант – Кайры заботливы, хлопотливы.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Глагол «Звуки осеннего леса»

Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной., птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не ополи листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме.

В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов. Объём слов: 99

По Е. Носову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – В таком лесу…
    II вариант – Между ними расстилается…
  2. В этих же предложениях найдите глагол и укажите его морфологические признаки.
  3. I вариант – Выпишите по 2 глагола несовершенного вида.
    II вариант – 2 глагола совершенного вида.
  4. Найдите глагол с чередующейся гласной в этом слове, объясните выбор буквы в этом слове.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Имя прилагательное «Черемуха»

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще темного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов.

Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев.

На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконечные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзовые, летом зеленые, а осенью фиолетовые.

Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съедобные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сломает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Дерево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица. Объём слов: 110

А. Смирнов

Грамматические задания:

  1. Подчеркните грамматическую основу выделенного предложения.
  2. От каких прилагательных текста можно образовать краткую форму? Запишите краткие прилагательные в женском роде и во множественном числе. Поставьте ударения в записанных словах.
Диктант 5 класс 4 четверть на тему Имя прилагательное «Праздник»

Какой замечательный праздник был устроен на даче! Петя не забудет этот праздник. Был накрыт громадный стол, на нём располагались полевые цветы. Середину стола занимал пшеничный калач величиной с велосипед.

Потом был бал. Все надели маскарадные костюмы. Девочки стали похожи на русалок и цыганок, а мальчики на индейцев и рыцарей. Стол накрывала кухарка в новой ситцевой кофточке. Она расставляла на сосновом столе чашки, большие тарелки с закусками, принесла самовар и разливала чай. Он был свеж, пахуч и ароматен. Петя пристроился к большому пирогу. Гармонист в расстёгнутой тужурке играл на гармони. Всем было очень весело. Объём слов: 93

По В. Катаеву

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Стол накрывала кухарка в новой ситцевой кофточке;
    II вариант – Гармонист в расстёгнутой тужурке играл на гармони.
  2. Произведите морфологический разбор прилагательного:
    I вариант – на сосновом (столе);
    II вариант – к большому (пирогу).
  3. Подчеркните в тексте краткие прилагательные.