Диктант 6 класс 2 четверть на тему Имя прилагательное «На речке»

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.

Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.Объём слов: 119

По И.Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Произведите морфологический анализ слов:
    I вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);
    II вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).
  3. Произведите морфемный анализ слов:
    I вариант – преспокойно;
    II вариант – серебряные.
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Имя существительное «Лучик солнца»

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.

Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. Объём слов: 119

На основе книги Д. Зуева «Времена года»

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Произведите морфологический анализ слов:
    I вариант – на улей, подсолнух;
    II вариант – сборщики, (к) попрыгунье.
  3. Произведите морфемный анализ слов:
    I вариант – лучик;
    II вариант – пчелка.
  4. Произведите синтаксический разбор 1 (1 вариант) и 2 (2 вариант) предложений.
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Словообразование и Орфография «Леса в Мещере»

Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. Объём слов: 100

Г. А. Богданова

Грамматические задания:

  1. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне, выделите корень.
  2. Разберите по составу слова:
    I вариант – рыбаки, безветрия, пробираться.
    II вариант – лесные, подножия, разгорается.
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Имя прилагательное «Зимний лес»

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны с трудом проникает сквозь чёрно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги4.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши тёмно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса4. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег4. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. Объём слов: 104

по М. Пришвину

Грамматические задания:

  1. Выполните морфологический разбор слова:
    I вариант – хвойных (1-й абзац, 2-е предложение);
    II вариант – ночной (2-й абзац, 1-е предложение).
  2. Выпишите и объясните написание сложных прилагательных:
    I вариант – 1-й абзац;
    II вариант – 2-й абзац.
  3. 4 – разбор предложения.
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Имя существительное «Здравствуй, зима!»

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. Объём слов: 101

 Г. А. Богданова

Грамматические задания:

  1. Произведите морфологический разбор слов:
    I вариант – осенью;
    II вариант – камыша.
  2. Произведите синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Побелели дорожки и крыши домов.
    II вариант –Загораются, блестят разноцветные искорки инея.
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Имя прилагательное «Геолог»

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он.

Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. Объём слов: 115

 Г. А. Богданова

Грамматические задания:

  1. Синтаксический разбор предложения:
    I вариант – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.
    II вариант – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.
  2. Произвести морфологический разбор слов:
    I вариант – под раскидистой (елью)
    II вариант – около смолистого (пня)
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Словообразование и Орфография «Восход солнца»

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. Объём слов: 100

по Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
    I вариант – росистый, прохладная;
    II вариант – алмазная, бесчисленный.
  3. Выпишите слова с орфограммой “Безударная гласная, проверяемая ударением”. Обозначьте орфограмму. Подберите проверочное слово.
Диктант 6 класс 2 четверть Итоговый диктант за 2 четверть

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.

Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. “Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку.”

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору. Объём слов: 110

По Е.Носову

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Произведите морфологический анализ слов:
    I вариант – (к) лесному (озеру);
    II вариант – мягкий (ковер).
  3. Произведите фонетический анализ слов:
    I вариант – озеру;
    II вариант – возок.
  4. Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Словообразование и Орфография «Рыбалка»

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом. Объём слов: 95

Г.А. Богданова

Грамматические задания:

  1. Выполните морфемный разбор слов:
    I вариант – соседские, предложили, расстилался;
    II вариант – дорожка, собирались, прибрежных.
  2. Выделите в словах приставки ПРЕ- И ПРИ-
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Имя существительное «Русская зима»

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.Объём слов: 112

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Произведите морфологический анализ слов:
    I вариант – непогоду, на сучок;
    II вариант – жизнью, на ветках.
  2. Произведите морфемный анализ слов:
    I вариант – речонка;
    II вариант – бельчонок.
  3. Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Словообразование и Орфография «Ночлег в лесу»

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие ру-били ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки. Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке. Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода. Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: “Всем спать!” Лагерь быстро затихает. Объём слов: 98

по А.Зуеву

Грамматические задания:

  1. Выполните синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.
    II вариант – Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.
  2. В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.
  3. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
    I вариант – побежали, съестное;
    II вариант – отужинали, рассвет.
  4. Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.
Диктант 6 класс 2 четверть на тему Имя прилагательное «Необычный стрелок»

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение.Объём слов: 118

Г. А. Богданова

Грамматические задания:

  1. ВЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
  2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
  3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:
    I вариант – серебряными, приносил, вечнозелёные.
    II вариант – белогрудых, пролегла, маленьких.