Диктант 3 класс 1 четверть «Ежик»

Бежит через лесную полянку ежик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.

В осенние дни ежик готовит жилище на зиму. Ночью и днем таскает он в нору мягкий мох, душистые листочки. Придет зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым, мягким одеялом тепло ему.  (54 слова)

Грамматическое задание:

  1. Найдите и выпишите антонимы.
  2. Найдите и выпишите синонимы.
Диктант 3 класс 1 четверть «Загадки леса»

Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пушистые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверек в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушке елки? Сорока – белобока.  (46 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать слова дорожка, скорлупка и приписать к ним проверочные.
  2. Подчеркните парные звонкие и глухие согласные.
Диктант 3 класс 1 четверть на тему Предложение «Осень в лесу»

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. (43 слова)

Грамматическое задание:

  1. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу во 2 предложении.
  2. Дать характеристику 1 предложению. Выделить грамматическую основу в 3 предложении.
Диктант 3 класс 1 четверть на тему Предложение «Осенний лес»

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (40 слов)

Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматическое задание:

  1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.
    1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод.)
    2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)
  2. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения
    1 вариант – из второго предложения
    2 вариант – из пятого предложения
  3. Запишите омонимы (3 слова)
Диктант 3 класс 1 четверть «Осенний лес»

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричат сойки. В ветвях птички ищут пищу.  (45 слов)

Грамматическое задание:

  1. Пятое предложение разберите по членам и по частям речи.
  2. Слова рябчик, ищу, сойки, высокая разделить для переноса.
  3. Разобрать по составу слова осенний, птичка.
Диктант 3 класс 1 четверть на тему Безударные гласные в корне слова «Находчивые птицы»

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно.  (58 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать два слова с безударными гласными в корне и два слова с глухими согласными в корне.
  2. Подобрать и записать два слова на то же правило.
Диктант 3 класс 1 четверть на тему Слово в языке и речи «Любители мастерить»

по теме «Однокоренные слова» 

Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, разбирать слова по составу.

Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад. (55 слов)

Слова для справок: лисичка-сестричка.

Грамматическое задание:

  1. Выписать два слова, в которых есть суффиксы, и разобрать их по составу.
  2. Третье предложение разобрать по членам предложения.
  3. Выполнить слого-звуковой анализ слова семена.
Диктант 3 класс 1 четверть «Прощание с осенью»

Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.
  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Диктант 3 класс 1 четверть на тему Безударные гласные в корне слова «Пернатые друзья»

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод. (51 слово)

Слова для справок: сколачивал, позавтракать, делали.

Грамматическое задание:

  1. Найти три слова с орфограммой – безударной гласной в корне. Выписать, подобрать проверочные, обозначить орфограмму.
  2. Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
  3. Продолжи ряды родственных слов: Моряки, …, ….,…
Диктант 3 класс 1 четверть «Осенью»

Цель работы: проверить, насколько прочно сформирован навык правописания слов с разделительным мягким знаком, удвоенными согласными, звонкими и глухими согласными в корне слова, безударными гласными.

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. (48 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
    I вариант – На опушке леса растут рыжие лисички.
    II вариант – Осенью деревья надели яркий наряд.
  2. Подберите однокоренные слова с данными корнями.
    I вариант -сад-
    II вариант -цвет-
  3. Разберите слова по составу.
    Осенний, пробежка, журавлёнок,бабушка, девочка.
    Лимонный, походка, тюленёнок,крылышко, мамочка.
Диктант 3 класс 1 четверть «Осень»

Пришла хмурая осень. Серые тучи закрыли небо. Весь день лил дождь. Дул сильный осенний ветер. Он качал деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели грачи. Они долго кружились над полями. Это грачи прощались с родными местами.  (42 слова)

Грамматическое задание:

  1. Указать главные члены предложения, определить, какими частями речи они выражены.
    Вариант I – Пришла хмурая осень.
    Вариант II – Серые тучи закрыли небо.
  2. Разобрать слова по составу: Сильный, осенний, улетели.
  3. Подберите однокоренные слова к данным:
    Вариант I – дождь, грязь.
    Вариант II – ветер, земля.
Диктант 3 класс 1 четверть на тему Безударные гласные в корне слова «Чудесная ёлка»

Идёт мелкий снежок.  Пушистые  хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая  стройная ёлочка.  Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку.  Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером  прибежали два зайца. Они угощались вкусным  ужином.  (54 слова)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
  2. Записать и разобрать по составу слова
    1 вариант Кормушка, прилёт, подводники.
    2 вариант Сахарница, заход, заморозки.
  3. К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
    1 вариант  Продавать -…, выходить – …
    2 вариант Помолчать …, приехать- …
Диктант 3 класс 1 четверть «Хлеб идет»

Идет по колхозному полю комбайн. Плывет по золотым волнам пшеницы. Скосил комбайн колосья, обмолотил их. Подъезжают и отъезжают грузовики. Чистое зерно сыплется прямо в кузов. День и ночь везут машины по дорогам зерно.

Зерно очищают, сушат и везут на мельницу. Там его перемалывают. Муку отвозят в пекарню. Из муки пекут хлеб, булки, батоны.  (53 слова)

Грамматическое задание:

  1. Найдите и выпишите антонимы.
  2. Найдите и выпишите синонимы.
Диктант 3 класс 1 четверть «Утка-чируша»

По зеленым тростникам ползли золотые солнечные колечки. Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Растения дрогнули. Показался плоский утиный нос.

Это продиралась вперед утка-чируша. За ней гуськом по дорожке торопились утята. Один утенок застрял между стеблями. Он стал пищать: утка ринулась назад. Схватила птенца носом за шейку, подняла и понесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищит и дергает ногами.  (65 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова. Подобрать и написать два слова на это правило.
  2. Выписать два слова с непроверяемым написанием. Написать еще два таких слова.
  3. Выписать два слова с приставками.
  4. В первом и четвертом предложениях обозначить грамматическую основу. Указать части речи.
Диктант 3 класс 1 четверть на тему Безударные гласные в корне слова «Снежные фигурки»

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку. (58 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, написать проверочное слово, выделить орфограмму.
  2. Выписать из текста группу родственных слов, выделить корень.