Диктант 5 класс 3 четверть на тему Лексика «Берёзовый сок»

Зима для всех тяжела: и для птиц, и для зверей, и для муравьёв. Трудно перезимовать зиму. Когда наступает весна, выползают из своих нор муравьи. Голодно им сейчас, надо помочь им. Можно просто перешагнуть и уйти.

И вдруг я увидел рядом берёзу. Кора у неё набухла от сока, порозовела. Проткнул я берёсту с солнечной стороны, и потёк берёзовый сок. Муравей пополз по коре, сразу насторожился, усами зашевелил, свернул к ближней капельке и стал пить. Брюшко у него быстро надувается от сока. Напился сам и побежал друзей своих звать. Тут к нему все побежали, заговорили и стали сок пить. Объём слов: 97

По Н. Сладкову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – третье предложение первого абзаца;
    II вариант – третье предложение второго абзаца.
  2. Запишите антоним к слову:
    I вариант – выползают;
    II вариант – тяжела.
  3. Произведите морфемный разбор слова:
    I вариант – заговорили;
    II вариант – насторожился.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Лексика «В зимнем лесу»

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима.

Гуляет вьюга. В лесу все тонет под белым покровом. Зайдешь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега. Перешептываются на ветру длинные косы берез.

Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда.

Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. Как им помочь?

Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им! Объём слов: 86

Грамматические задания:

  1. Подберите к глаголам синонимы: Гуляет, прячутся.
  2. Подберите антонимы к словам: Зайдешь, погибают.
  3. Произведите синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Произведите синтаксический разбор предложений.
    II вариант – В лесу все тонет под белым покровом.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Морфемика «Заря»

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепелка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. Объём слов: 108

Грамматические задания:

  1. Выписать из текста слово с нулевым окончанием.
  2. Найти в тексте слова с чередующимися гласными в корне, обозначить эти корни.
  3. Разделить на морфемы слова:
    I вариант – разгорается;
    II вариант – пробираюсь.
  4. Найти в тексте предложения с однородными членами, подчеркнуть эти члены предложения, составить схему предложения.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Лексика «Грибной снег»

Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело.

Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.

Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится. Объём слов: 117

По Н. Сладкову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – второе предложение второго абзаца;
    II вариант – первое предложение третьего абзаца.
  2. Запишите синоним к слову:
    I вариант – шуршала;
    II вариант – жухлая.
  3. Произведите морфемный разбор слова:
    I вариант – нагрелись;
    II вариант – потемнели.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Морфемика «Герда»

Окна были из разноцветных стёклышек, и от этого комната старушки была освещена удивительным радужным светом. На столе стояла корзина с чудесными вишнями. Пока Герда ела, Старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое личико девочки.

Старушка умела колдовать. Она пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они ушли глубоко в землю. Колдунья боялась, что Герда вспомни о Кае и убежит от неё.

Потом старушка повела Герду в цветник. Тут росли цветы всех сортов и времён года. Герда прыгала от радости и играла, пока солнце не село за высокими деревьями. Тогда её уложили в чудесную постельку с шёлковыми перинками, и девочка заснула. Объём слов: 109

По Г.Х.Андерсену

Грамматические задания:

  1. Выполнить морфемный разбор:
    I вариант – окружали,
    II вариант – вспомнит.
  2. Выполнить синтаксический разбор:
    I вариант – третье предложение,
    II вариант – шестое предложение.
  3. Выписать по 2 примера на чередование гласных в корне слова
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Лексика «Галерея»

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал, галерею, то передал ее в дар Москве.

Когда П.М. Третьякова не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.

В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея. Объём слов: 113

По Л. Кудрявцевой

Грамматические задания:

  1. Найдите синонимы слова художник.
  2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?
  3. Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстрируя разные значения этого слова.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Имя существительное «Вечер»

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звезды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.

Устал Васютка за день, но сон не шел. Он подбросил в костер дров, снова лег на спину. Облака исчезли. Подступила дремота. Объём слов: 94

По В. П. Астафьеву

Грамматические задания:

  1. Сделайте морфологический разбор существительных:
    I вариант – заката,
    II вариант – струями.
  2. Сделайте синтаксический разбор предложений и составьте схемы предложений:
    I вариант – Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки.
    II вариант – Он подбросил в костер дров, снова лег на спину.
  3. Выпишите существительные, которые употребляются:
    I вариант – только во множественном числе.
    II вариант – только в единственном числе.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Лексика «Мороз»

Мороз, говорят, поотпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки запушились, и все-то ярко – и снежная ветка на скворешне, и даже паутина в дыре сарая – будто из снежных ниток.

Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Все в толстых полушубках, шлепают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки.

Оба окна горят. Горкин лезет по лесенке закрывать трубу. И весело мне смотреть, как стоит он в окне на печке – в огненном отражении от солнца. Объём слов: 92

Грамматические задания:

  1. Подобрать синонимы к слову:
    I вариант – поотпускает,
    II вариант – весело.
  2. Найти в тексте глаголы, которые имеют антонимы. Записать эти глаголы и их антонимы.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Имя существительное «Много дел»

Гаврик спал возле лодки. Он положил под голову камень и укрыл лицо дедушкиным плащом. Гаврика охватила дрожь. На ногах не было носков, и Гаврик поджал ноги.

К утру из-за туч выглянуло солнце. По поверхности моря пошла рябь. В направлении горизонта показалась светлая полоса.

А возле дач кричат первые петухи. В такую ночь нельзя спать под крышей. Гаврик встал, умылся в море, увидел в морской пучине рыбёшек. Он прошёл сквозь заросли бурьяна к своему сараю.

Сарай находился на бугорочке. В сарае спал дедушка. Дедушка уже был в огороде. Помидоров в огороде оставалось мало. Дедушке удалось собрать штук шесть. Цыплёнок бегал у ног дедушки, клевал землю. Дедушка вошёл в сарай, достал с полки кусок хлеба и положил его рядом с помидорами. Сегодня дедушке предстояло много дел. Объём слов: 124

По В. Катаеву

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – второе предложение первого абзаца;
    II вариант – третье предложение последнего абзаца.
  2. Обозначьте падеж имён существительных:
    I вариант – первый абзац;
    II вариант – третий абзац.
  3. Произведите морфологический разбор существительного:
    I вариант – у ног;
    II вариант – с полки.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Морфемика «Луга»

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения. Объём слов: 120

Из энциклопедии 

Грамматические задания:

  1. I вариант – выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, -рас-. Графически объясните выбор гласной.
    II вариант – выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной.
  2. I вариант – выпишите однокореиные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.
    II вариант – выпишите однокореиные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Имя существительное «Шиповник»

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник — лесное растение. Аромат цветков как у розочки. Плоды — красные ягоды с толстой кожицей.

Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на острове Сахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой подхватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже прибавляются новые кусты шиповника.

В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и золотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища, крепкие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже сильные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник. Объём слов: 142

А. Смирнов

Грамматические задания:

  1. Выпишите сначала собственные существительные с безударными окончаниями, потом — нарицательные существительные. Определите склонение и падеж этих существительных.
  2. В словах с чередованием гласных в корне подчеркните условие выбора написания.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Морфология «Чебурашка»

Почему писатель назвал своего героя Чебурашкой?* Не удивляйтесь, но предположительно первым Чебурашкой была маленькая девочка. Вот как это происходило. Морозной зимой писатель Эдуард Успенский шел по двору. Вдруг он видит малышку, которая гуляет с мамой. На девочке длинная мохнатая шуба. Эта шуба ей подойдет, когда девочка подрастет. А сейчас малышка с трудом пробирается по снегу, все время спотыкается и падает. А мама ее поднимает и говорит: «Вот какая чебурашка!» Писателю понравилось это словцо, и он назвал им своего сказочного героя. Так появился этот «неизвестный науке зверь», который приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился в столице нашей родины. Объём слов: 95

Грамматические задания:

  1. Сделайте фонетический разбор слов:
    I вариант – всё, ее;
    II вариант – зверь, ей.
  2. Подберите синоним к слову:
    I вариант – понравилось;
    II вариант – морозная (зима).
  3. Подберите антоним к слову:
    I вариант – маленькая;
    II вариант – падает.

Диктант 5 класс 3 четверть на тему Морфология «Рябина»

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвойный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только маленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусеницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оранжевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны. Объём слов: 114

А. Смирнов

Грамматические задания:

  1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.
  2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после ц». Объясните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.
  3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Имя существительное «Разговор деревьев»

Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом хвостике висит большая прозрачная капля.

Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго все будет пахнуть ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

Понюхаешь черемуховую почку и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками.

Ветер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу! Объём слов: 81

Грамматические задания:

  1. Указать имена существительные: они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.
  2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на –и: гулять по улиц.., отдыхать в санатории.., заботиться о молодеж.., строить на побереж.., жить в селении…
  3. Указать слово с суффиксом –щик-: подпис..ик, извоз..ик, чекан..ик, груз..ик.
  4. Какое из существительных имеет только форму единственного числа: студент, молодежь, юноша, девушка.
  5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание –ов: валенки, носки, макароны, дела.
  6. Какое существительное в Им.п. множественного числа имеет окончание –а: инженер, офицер, профессор, тренер.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Имя существительное «Путешествие»

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка – известный в своей округе лесник.

От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке и направились к лесу. На опушке росла малина. Ее красные ягоды так и манят к себе. Пьянеешь от их запаха!

Какая тишь! На небе нет туч. Вот из-под куста вылезает еж. Прошуршал в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пес Дружок. Объём слов: 88

Грамматические задания:

  1. Произведите морфологический разбор имени существительного:
    I вариант – (к) дедушке;
    II вариант – (по) тропинке.
  2. Определите синтаксическую роль имен существительных в предложении:
    I вариант – «Мой дедушка – известный в своем округе лесник»;
    II вариант – «Доходим до рощи, а за ней на полянке стоит избушка дедушки».
  3. Выпишите из текста 2-3 имени существительного:
    I вариант – 1 склонения;
    II вариант – 2 склонения.
  4. Укажите их формы.
Диктант 5 класс 3 четверть на тему Имя существительное «Письмо»

Петя вырвал из тетради листок и принялся писать бабушке письмо, он просил передать привет тёте и дедушке. Мальчик сообщал, что по примеру дедушки он хочет стать героем, его влечёт карьера военного. Мальчик просил прислать ему мундир дедушки.

Прошло два месяца, а посылки от бабушки не было. В ожидании послания от бабушки Петя пошёл к Гаврику. С утра до вечера мальчики бродили по чёрным дворам, тёмным галереям, тенистым аллеям, становились гостями трущоб, колесили по окраине города. Вид у Пети был приличный. Он был в шинели и с ранцем за плечом. Но во время дождя они укрывались одним плащом. А ещё мальчики любили ходить по узким улочкам города. Здесь было много интересного и любопытного. Объём слов: 113

По В. Катаеву

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста 3 существительных:
    I вариант – 1-го склонения;
    II вариант – 2-го склонения.
  2. Выпишите из текста 3 существительных:
    I вариант – женского рода;
    II вариант – мужского рода.
  3. Произведите морфологический разбор существительных:
    I вариант – из тетради;
    II вариант – от бабушки.