Диктант 5 класс 2 четверть «Ёж»

У меня в сторожке жил ручной ёж. Днём он располагался в старом сапоге, вечером любил полежать на циновке у дверцы шкафа, а ночью выходил на добычу. Я часто просыпался от шороха. Это шуршал ёж. Он бежал по тоненькой жёрдочке, ловко ловил беспомощных мышей и быстро расправлялся с ними, а потом ложился отдыхать. Ёж доставлял мне много беспокойства, был большой обжора. Он объедал мои любимые растения и даже ел маленькие росточки в горшочках. Но мне нравилась его хватка. Вот он выходит из убежища, разглядывает каждую щёлку, суёт нос за решётку, выхватывает мелкие крошки, сбрасывает их в кучку. Он был забавен в своих движениях, походке, смешна была его мордочка с чёрными и бесхитростными глазками. Объём слов: 112

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – пятое предложение;
    II вариант – предпоследнее предложение.
  2. I вариант – выпишите слова с О-Ё после шипящих, обозначьте орфограмму.
  3. II вариант – выпишите слова с приставками на 3-С, обозначьте орфограмму.
Диктант 5 класс 2 четверть на тему Фонетика «Весенний лес»

Хорошо весной в лесу! Начинает пробуждаться в нём скрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег, над головой видны тонкие ветки со смолистыми почками. Всё больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Снег осыпан хвоей. На лесных полянах появились первые проталины. На голых кочках видны зелёные листочки брусники. Всюду начинают зацветать подснежники. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева воркует дикий голубь. Скоро зелёною дымкой покроется опушка берёзового леса. Объём слов: 83

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – предпоследнее предложение;
    II вариант – последнее предложение.
  2. Выпишите из диктанта два примера, когда одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука.
  3. Выпишите из диктанта слова на -ТЬСЯ и -ТСЯ, объясните написание.
  4. Произведите фонетический разбор слова:
    I вариант – поют;
    II вариант – корою.
Диктант 5 класс 2 четверть на тему Фонетика «В грозу»

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень. Объём слов: 85

Грамматические задания:

  1. Выписать 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
  2. Разобрать по составу слово осиновая.
  3. Выполнить фонетический разбор слова ливень.
  4. Сделать синтаксический разбор предложения Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома.
Диктант 5 класс 2 четверть на тему Фонетика «Зима»

Зима в этом году стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, толкались, каркали друг на друга. Около мельницы вода не замерзала, а стояла чёрная, и в ней кружились льдинки.

Но вот вдруг наступила непогода. В печных трубах завыл, засвистел ветер, вздул снег. Филька выбежал на улицу. Там уже мело и хлестало в глаза, летела с крыш солома, ломались скворечники, хлопали ставни. Взвились столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, перегоняли друг друга. Объём слов: 84

По К. Паустовскому

Грамматические задания:

  1. В словах первого абзаца подчеркните проверяемую безударную гласную, запишите над словом проверочное.
  2. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – четвёртое предложение первого абзаца;
    II вариант – второе предложение второго абзаца.
  3. Выпишите из первого абзаца два примера, когда одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука.
  4. Произведите фонетический разбор слова:
    I вариант – висел;
    II вариант – полей.
Диктант 5 класс 2 четверть «Цирк»

Если бы вы жили в маленьком городишке за пару тысяч верст от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в тот день, когда в город вошел походный цирк. Уже больше недели город пестрел афишами. И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи. Цирк остановился на выгоне. Где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу. К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. Солдаты гарнизонного полка покрикивают на назойливых мальчишек. Объём слов: 98

Выполните синтаксический разбор предложения:

  1. Выписать из первого предложения диктанта:
    I вариант – И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками.
    II вариант – В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи..
  2. Выполните разбор по составу слова:
    I вариант – Походный,
    II вариант – Утреннего.
Диктант 5 класс 2 четверть «Синичка»

Шустрая синичка – полезная птица. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. В саду она перелетает с ветки на ветку и охотится за жучками. Большой вред наносят они садам. Вредители грызут листья на фруктовых деревьях, портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь и увидишь внутри червяка. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит она зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.

Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Синица – сторож наших садов. Объём слов: 92

Грамматические задания:

  1. Выполнить полный синтаксический анализ предложения:
    I вариант – Жучки грызут листья на фруктовых деревьях, портят плоды.
    II вариант – Увидит она зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.
  2. Выписать из 1 предложения словосочетание по схеме. Произвести его синтаксический анализ:
    I вариант – «глаг.+сущ в В.п.».
    II вариант – «прил.+сущ.».
  3. Отметить в тексте предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объяснить графически.
  4. Придумать и записать предложение по теме «Птицы – наши друзья» с:
    I вариант – однородными подлежащими.
    II вариант – однородными обстоятельствами.
Диктант 5 класс 2 четверть на тему Фонетика «Рыбалка»

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки. Объём слов: 95

Грамматические задания:

  1. выписать два слова, в которых:
    I вариант – звуков больше, чем букв,
    II вариант – букв больше, чем звуков.
Диктант 5 класс 2 четверть «Путник»

Жаркий безоблачный день. Лучи солнца пробиваются сквозь густые растения. От станции тянется бескрайняя дорога. Она удаляется в лес. На каждом шагу бесстрашного путника этой дремучей чащобы подстерегает опасность.

Но вот заросли пройдены. Можно расположиться на отдых. Путник достаёт тушёнку, кусок цыплёнка, цитрусовые и ест с аппетитом. На деревьях звонко пощёлкивают птицы. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Путник хватается за ружьё, но зверь ушёл сквозь растительность.

Усталый путник выходит на поляну, ложится в траву и внимательно слушает каждый шорох и шёпот. Разнообразные бабочки и жучки летают вокруг, хлопотливые пчёлы залетают в чашечки цветов. Сердце останавливается от восторга. Объём слов: 99

По Г. Скребицкому

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – третье предложение второго абзаца;
    II вариант – последнее предложение второго абзаца.
  2. I вариант – выпишите слова с чередующимися гласными, графически объясните написание.
  3. II вариант – выпишите слова с приставками на 3-С, графически объясните написание.
Диктант 5 класс 2 четверть на тему Фонетика «Предзимье»

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами и съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой.

Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро поля и леса побелеют и зима вытеснит осень. Объём слов: 124

По Н. Н. Соколову

Грамматические задания:

  1. Сделайте фонетический разбор слов:
    I вариант – предзимье,
    II вариант – отъелся.
  2. Решите фонетическую задачу. Выпишите из первого абзаца слова, в которых:
    I вариант – звуков больше, чем букв;
    II вариант – звуков меньше, чем букв.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье.
    II вариант – Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.