Итоговый Диктант за 3 класс «Весной»

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова)

Грамматическое задание:

  1. вариант: Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении.
  2. вариант: Выполнить разбор 4 предложения. Разобрать по составу слово говорливые. Определить время глагола в последнем предложении.
Итоговый Диктант за 3 класс «В походе»

Стояло жаркое лето. Мы отправились в лес. Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные ёлки стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветки. Тишь кругом.

Мы поспешили выйти на полянку. Она вся была залита светом. Радостные песни птиц встретили нас. В траве прыгали кузнечики. Прожужжали мохнатые шмели. Мы решили отдохнуть у берёзы. Она встретила нас зелёным шумом.(62 слова)

Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.

Грамматическое задание:

  1. Укажите все изученные орфограммы.
  2. Разберите по составу слова: тропинка, поспешили, радостные.
  3. Выпишите три словосочетания существительных (мужского, женского, среднего рода) с прилагательными. Выделите окончания.
Итоговый Диктант за 3 класс «Береги птиц»

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.

Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.

Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.

В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы. (62 слова)

Слова для справок: проникал, кузнечики, прожужжали.

Грамматическое задание:

  1. Подберите однокоренные слова:
    1 вариант: утро, кукушка.
    2 вариант: роса, работа.
  2. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
  3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
  4. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.

Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.

Итоговый Диктант за 3 класс «Июнь»

Наступила чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

В полдень1 оживает лесная3 полянка4. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денёк посидеть на пенёчке. Птичье пение ласкает слух.  (63 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения: В полдень оживает лесная полянка4 
  2. Выполнить фонетический разбор слова – полдень1 
  3. Выполнить морфологический разбор (как часть речи) слова: оживает3 или лесная3 
  4. Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.
Итоговый Диктант за 3 класс «Вокзал»

Вокзал – это большой вход в город. Собрался человек уехать из города. На вокзале ему всё расскажут. Там в справочном бюро дают справки. Когда поезд? Какой это поезд – местный или дальнего следования? Где купить билет? Куда сдать багаж? Где находится багажный вагон? Где можно укрыться от яростного ветра и ненастной погоды? Здесь объявляют приезд и отъезд поездов. Здесь много радостных встреч!  (59 слова)

Слова для справок: в дождинке, от деревни

Грамматическое задание:

  1. Найди и подчеркни в 1-м и во 2 –м предложениях разные формы одного слова, над ними укажи падеж.
  2. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией прилагательное, родственное слову багаж, покажи, как оно образовано.
Итоговый Диктант за 3 класс «Май»

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка4. Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени.

Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос1 соловья. Как красиво он поёт! Пришланастоящая весна3.   (79 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения: После тёплого дождя появилась зелёная травка4
  2. Выполнить фонетический разбор слова- голос1 
  3. Выполнить морфологический разбор ( как часть речи) слова: пришла3 или весна3 
  4. Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.
Итоговый Диктант за 3 класс «Летний дождик»

Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя туча. Она не закрыла солнце. Пошёл дождь. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжёло ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.

Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.  (64 слова)

Слова для справок: в дождинке, от деревни

Грамматическое задание:

  1. Первое предложение разобрать по членам.
  2. Разобрать по составу слова: ДОЖДЕВЫЕ. ПАРО
Итоговый Диктант за 3 класс «Певчие птицы»

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи.

В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки. (75 слов)

Слова для справок: звенят

Грамматическое задание:

  1. Найди в тексте однородные члены предложения и подчеркни их.
  2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
    I вариант – Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
    II вариант – В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
  3. Выполни морфологический разбор имени существительного.
    I вариант – На опушке –
    II вариант – Над кустом –

Цель: проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими-глухими,удвоенными и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, безударные падежные окончания имён существительных; не с глаголами; родовые окончания имён прилагательных; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Итоговый Диктант за 3 класс «Утро в степи»

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню. (48 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
  2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
  3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).
Итоговый Диктант за 3 класс «Соловьиное гнёздышко»

Была война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт к берёзе и стрелял по врагу.

Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.

Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы. А сам ушёл туда, где гремел бой.  (68 слов)

В.А.Сухомлинский

Грамматическое задание:

  1. Вариант 1 – Выполни разбор 10 предложения.
    Выполни фонетический разбор слова ветка.
    Разбери слова как части речи: соловушка (7 предл.), молодой (3 предл.).
  2. Вариант 2 – Выполни разбор 2 предложения.
    Выполни фонетический разбор слова солдат.
    Разбери слова как части речи: ветка (6 предл.), ручной (3 предл.).